DELit

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » DELit » О чем угодно » Что читаем (том 4)


Что читаем (том 4)

Сообщений 651 страница 700 из 1000

651

"А  что  касается педагогики,  то,  со  слов  Нафты, получалось,  что представление о человеческом достоинстве тех, кто ратует за уничтожение телесных  наказаний,  восходит  к  либеральному идеализму  эпохи буржуазного гуманизма,  коренится  в  просвещенном абсолютизме человеческого "я",  который в недалеком будущем отомрет и уступит место уже нарождающимся, менее дряблым общественным идеям, идеям общности и подчинения, принуждения и послушания, при которых без священной жестокости никак не обойтись и которые заставят взглянуть иными глазами на наказание человеческого падла."

"Волшебная гора"

652

DeathIsFate написал(а):

Томас Манн

Волшебная гора

Фуф, наконец-то прочитал.

В общем, приехал человек в санаторий, к своему сводному брату, который там уже давно лечится. Да и сам главный герой рассчитывал недельки на три подправить здоровье. Вот только вся эта райская обстановка подействовала заманивающе, да и температура что-то у главного героя начала держаться высокой. В общем, пришлось остаться дольше чем на 3 недели...
А там в санатории своя жизнь. Оба брата влюбились в русских девушек, один в Марусю, другой в мадам Шоша. Даже русский язык пришлось одному учить. И конечно же куда уж без философии. В главе под названием "Сатана" возник некий человек подбивающий на всеобщий прогресс и преодоление несчастья. А там и другой философ подтянулся - коммунистический католик, видящий во всём прогрессе только беду. И они постоянно вели бои за душу и тело главного героя.

В общем, мощнейший роман. Советовать не буду, ибо сложен. Надо часто обращаться к сноскам. Не говоря уже о иногда сплошном французском тексте.

А вообще, роман про время, и Томас Манна мастерски его растягивает и сужает как ему хочется...

653

"Тогда четверть третьего - это все равно что половина третьего, а с Божьей помощью и три, раз уже упоминалось число три."

"Любовь - ничто, если в ней нет безумия, безрассудства, если она не запретна, если боится дурного. А иначе - она только сладенькая пошлость, годная служить темой для невинных песенок..."

"тогда хоть с три короба наговори, что толку, если сам ты человек сомнительный."

654

"Болезнь в высшей степени человечна... ибо быть человеком значит быть больным. Человеку присуща болезнь, она-то и делает его человеком, а тот, кто хочет его оздоровить, заставить его пойти на мировую с природой, «вернуть к естественному состоянию» (в котором, кстати, он никогда не пребывал), все эти подвизающиеся ныне обновители, апостолы сырой пищи, проповедники воздушных и солнечных ванн, всякого рода руссоисты, добиваются лишь его обесчеловечивания и превращения в скота.. "

про любовь:
"Разве это не прекрасно и не возвышенно, что в языке существует одно слово для всего, что под ним разумеют, начиная от высшего молитвенного благоговения и кончая самым яростным желанием плоти?"

"при обсуждении всего этого философские горизонты настолько расширялись, что перед слушателями вдруг вспыхивали такие загадки, как связь между материей и психикой, и даже загадки относительно сущности самой жизни, приблизиться к решению которых, оказывается, можно было скорее дорогами жути и болезни, чем здоровья…"

655

http://wp2.users.photofile.ru/photo/wp2/200725317/large/214997308.jpg

хаксли мир

656

правильный выбор!

657

Да его при желании можно за день прочитать. ps. а там главный герой будет вообще?

658

DeathIsFate написал(а):

http://wp2.users.photofile.ru/photo/wp2/200725317/large/214997308.jpg

хаксли мир

Прочитал.

сюжет вкратце:

всех людей выращивают в бутылях, что такое отец и мать они не знают - это вообще бранные слова. Естественно, выращивают людей не одинаково. Некоторых искусственно портят для плохой и тупой работы. С детства их зомбируют, чтобы они все вели себя как надо. Каждый принадлежит каждому. Сексу они приучают еще с детства. Всё сделано, чтобы все были счастливы. И вот, один из высшей касты почему-то страдает. Сексом не занимается! (на смех людям). За такую антиобщественную деятельность его хотели сослать. Но, прибывая на экскурсии в нецивилизованной и дикарской Америке, он нашел дикаря, который похоже является сыном боса, который хочет его уволить. И главный герой решил таким образом оскандалить директора привезя дикаря в Дивный новый мир...

Теперь моя критика: В отличии от "1984" и "МЫ" здесь не чувствуются какие-то люди иного склада. То есть, их воспринимаешь как обычных людей только с промытым мозгом. По-крайней мере, для меня, "1984" и "Мы" были как вообще другая цивилизация. Кто главный герой, в принципе, хз. Сперва был один главный герой, но автор его опорочил, потом вышел на сцену другой главный герой. Но и он походу опорочен.

А впрочем, книга вообще о другом! Перед этим я читал "Волшебную гору". Там было два философа (см.выше) которые постоянно боролись за науку-прогресс-счастье и бог-старадания-душа. Так вот, этот роман я воспринимаю как продолжение диспутов в "Волшебной горе"! Только в "Дивном новом мире" победил прогресс! А остальные герои (Бернард, Гельмгольц, дикарь Джон) как бы представители бога-страданий - три героя, которые были разделены по возрастающей своей приверженности идеалам. В общем, Хаксли показал, что обе философии - крайности.

Перед чтением романа советую прочитать Шекспира, так как много цитат!

Лучшие цитаты:

Обшарьте целый свет – такой бутыли нет, как милая бутыль моя

659

"В натуральном виде счастье всегда выглядит убого рядом с цветистыми прикрасами несчастья. И, разумеется, стабильность куда менее колоритна, чем нестабильность. А удовлетворённость совершенно лишена романтики сражений со злым роком, нет здесь красочной борьбы с соблазном, нет ореола гибельных сомнений и страстей. Счастье лишено грандиозных эффектов."

"Но божий свод законов диктуется в конечном счете людьми, организующими общество; Провидение действует с подсказки человека."

660

там изначально делят людей на высшее общество и низших. И делают так, чтобы каждый был с детства доволен свои положением.

661

спасибо, кэп.

ты где-то там просил обратить внимание на плюсовиков и минусовиков. Но что-то я нигде не видел описания чем они отличаются.

662

Константин Симонов

Живые и мертвые

3 тома  http://wp2.users.photofile.ru/photo/wp2/200620914/207438954.gif
Это домашняя книга, а то бы я в библиотеке взял чего интереснее.

663

Кто нибудь читал " Тёмная башня " Стивена Кинга?

664

Он эти книги шлепает по несколько в год.

Джедай вроде читал Кинга.

665

о... уже натыкаюсь на ссылки фильма Тёмная башня.

666

Фильм в этом месяце должны в кинотеатрах начать показывать

667

я хочу пойти на темную башню

668

Дик Френсис "Фаворит"

669

Lunatic Asylum написал(а):

Дик Френсис "Фаворит"

это не по этой книге еще был старый-старый советский фильм?

670

marfusha написал(а):

это не по этой книге еще был старый-старый советский фильм?

Я не знаю про фильм, если честно.
Совершенно не разбираюсь в советском кинематографе. :С

В книге хотели, чтобы один конь не выиграл скачки и построили ловушку - натянули проволоку над препятствием. Но это привело к тому, что лошадь упала и придавила всадника, он погиб.

671

хм... у меня вроде какая-то книжка в домашней библиотеке должна быть с названием "Фаворит". Но что-то я её с детства не наблюдаю.

672

Lunatic Asylum написал(а):
marfusha написал(а):

это не по этой книге еще был старый-старый советский фильм?

Я не знаю про фильм, если честно.
Совершенно не разбираюсь в советском кинематографе. :С

В книге хотели, чтобы один конь не выиграл скачки и построили ловушку - натянули проволоку над препятствием. Но это привело к тому, что лошадь упала и придавила всадника, он погиб.

хуле ты спойлеришь!  http://wp2.users.photofile.ru/photo/wp2/200620914/207438978.gif  http://wp2.users.photofile.ru/photo/wp2/200620914/207438978.gif  http://wp2.users.photofile.ru/photo/wp2/200620914/207438978.gif

673

http://nnm.me/blogs/laccys/favorit-1976-iptvrip/

по-ходу он.
книга интересная? фильм смотрела еще в детстве, сюжет вообще не помню, помню только лошадь, жокей, и главный актер некрасивый.

674

DeathIsFate написал(а):

хуле ты спойлеришь!

Так это только начало, дальше я не спойлерю.

marfusha написал(а):

http://nnm.me/blogs/laccys/favorit-1976-iptvrip/

по-ходу он.
книга интересная? фильм смотрела еще в детстве, сюжет вообще не помню, помню только лошадь, жокей, и главный актер некрасивый.

Очень. Но мне нравится вообще про лошадей читать, так что может не всем по нраву прийтись.

Фильм потом может быть посмотрю, после книги.

675

"Иногда, чтобы и дальше выполнять на войне все, что ему положено, человек должен вдруг, ни с чем не считаясь, сделать то, что ему не положено. В такие секунды войны командир, совершив неположенное и умерев, навсегда остается в сознании подчиненных командиром. А не совершив и оставшись в живых, перестает быть самим собой."

"А из кого война сухарей насушила, тот этого не замечает"

"Человек не вправе соглашаться на то, чтобы его прикрывали грудью! А т-тем более п-писатель. О войне может написать только тот, кого, п-по крайней мере, несколько раз могло убить, и никогда не напишет ч-человек, которого все только и делают, что п-прикрывают грудью. Самое большее, что он сможет написать, – это автобиографию п-под заголовком «Как меня сп-пасали»."

Живые и мертвые

^ интересно, какая биография у самого Симонова.

676

"Жена — Серпилин знал это — глубочайше верила в то, что все, что было и есть плохого, совершается помимо Сталина, только потому, что он об этом не знает или что ему сказали об этом что-то неверное, такое, что заставило его сделать не так, как было нужно; так она думала даже в те годы, на которые у нее отняли мужа."

"... сор из избы - плохо, а сор в избе - еще того хуже"

"А вся тяжесть положения в том, что оно, это его [Сталина] последнее слово, все равно всегда правильно, даже когда оно неправильно. И останется правильным. И виноватые в неудачах найдутся. Должны же они каждый раз находиться, если он всегда прав."

Живые и мертвы

677

"Когда такой грохот, как сейчас, это похоже на тишину"

"В тридцать седьмом и тридцать восьмом в армии не осталось полка, дивизии, корпуса, где бы не посадили или командира, или комиссара, или начальника штаба, или всех вместе. И те из них, кого не расстреляли и не выпустили, продолжали сидеть еще и теперь. Только в том последнем лагере, где он, Серпилин, жил без права переписки, кроме него сидели три человека, которые могли бы командовать на войне дивизиями и корпусами. Допустим, эти годы выбили их из колеи. Хорошо, не давайте сразу дивизии, дайте полк, батальон. Ведь они ничего не ищут для себя, они готовы и оправдаться и умереть в любом звании!"

678

"Он представил себе, как жена будет дома рыдать и позовет свою сестру, и та тоже сначала будет рыдать, а потом они обе перестанут рыдать и начнут кричать; а потом, поздно вечером, придет хозяин дома и будет пить чай и спрашивать устало: ну, как дела? А обе женщины будут смотреть на тебя с выражением, с которым они всегда смотрят, когда за что-нибудь злы, как бы обещая этим выражением: а вот мы сейчас расскажем ему про твои дела."

Живые и мертвые

679

Фильм, который упоминается в романе:
https://www.kinopoisk.ru/film/sekretar- … 942-43655/

680

DeathIsFate написал(а):

Константин Симонов

Живые и мертвые

3 тома  http://wp2.users.photofile.ru/photo/wp2/200620914/207438954.gif
Это домашняя книга, а то бы я в библиотеке взял чего интереснее.

фуф, не прошло и трёх месяцев. Прочитал.

В общем, некий Синцов со своей женой застал начало войны отдыхая в Симферополе (вроде). И это было плохо, так как где-то возле границы остались дети со своей бабушкой. А этот Синцов был не гражданским, а военным корреспондентом. Поэтому жена поехала искать детей, а сам он поехал искать свою военную газету. Но это всё дело нескольких первых страниц романа.

В первом томе: долго он искал свою газету, перемещался от одних военных к другим, многие с кем познакомился - умирали на глазах.

Во втором томе: на некоторое время про главного героя автор романа вообще забил. Описывалась жизнь тех, кто смог выжить в первом томе. Уже многие стали генералами. Иногда обсуждали Сталина, не могли понять как может такое твориться, что творилось до войны и в первые дни войны, когда армии вообще были не готовы воевать и не было техники. Кое-кто вообще сказал, что все высшие чины сидели в местах не столь отдалённых, а командирами приходилось назначать молодняк.

В третьем томе: продолжение описания событий тех, кто остался живым во втором томе.

Одна из главных интриг романа: главный герой потерял документы, и из-за этого его могут признать чуть ли не врагом народа.

681

Общие ощущения: они там кровь проливают, а я лежу - книжки читаю...
Все такие патриоты. Всех своих сынов обязательно отправляют на фронт, иначе позор. Правда, на фронте они же (сыновья) все и померли.
Одна женщина как узнала, что её муж работает врачом не на фронте, а в обычной больнице, то чуть не пристрелила его потребовала развода. Правдами, неправдами, отправили его на фронт. Помер.

Перед романом было бы неплохо прочитать про структуру армий, про всякие полки, батальоны, бригады, корпуса. А также звания нужны.
Командир армии это еще фигня, есть над ним командир фронта. Да и самих фронтов - десятки. А еще выше Ставк... Интересно, что маршалы делали? Про них не упоминалось.

Сам роман про 1941-1943 года. И похоже роман не дописан.
В основном описаны события: первых месяцев войны, Сталинград, изгнание фашистов из Белоруссии.

Сам Константин Симонов, имхо, средний писатель. Иногда пишет как школьник. Персонажи в основном даже не обрисованы. Только про одного персонажа можно сказать, что сделан в лучших традициях Гоголя/Достоевского.

682

"Привычка считать почти всех работавших с ним людей недостаточно сильными для того дела, на которое их поставили, была для него неотъемлемой частью сознания собственной необходимости."

^ Вот, хорошо описано.

683

"Задним числом легко говорить! На тот свет себя отправить не так долго, если рука твердая. Но разве в этом был тогда вопрос? Вопрос был в том, как немцев остановить! На этом свете, а не на том."

Живые и мертвые

684

Маргарет Митчелл

Унесенные ветром

685

Федотова серия книги наёмники судьбы
Очень неплохое фентези. Лёгкое, с неплохим тонким юмором, не пафосное. Мне автор нравится, если хочется почитать и разгрузить мозги.

686

Небольшой рассказ, но весьма интересный.

687

Летом, конечно, здорово. Особенно, когда сессия вместе с практикой уже позади, и можно ничего не делать. С этой целью я и приехал к своей бабушке в Навлю. У нее, как и у многих бабушек, свой участок с домом, баней, кучей загадочных сараев, садом и огородом. Я приезжал к ней во время летних каникул каждый год, на протяжении многих лет, хотя Навля, казалось, не меняется – все те же люди, все те же пейзажи.
На поверку, долгожданное безделье оказалось палкой о двух концах – уже через пару недель мне смертельно надоело шататься по Навле. Если учесть, что алкоголь я не употребляю, то скука мне грозила просто нечеловеческая. Тогда я стал придумывать различные безрассудные развлечения, и в конце концов решил исполнить давнюю мечту – залезть наконец-то на участок Кураса и посмотреть, как там вообще у него.

Нужно уточнить, почему я вообще так страстно желал попасть к этому человеку. Курас был мужиком лет 50-ти, совершенно обычным сельским жителем – среднего роста, грузный, с лицом, несущим признаки некоторого вырождения – щетина до самых глаз, и совершенно бессмысленные, рыбьи глаза. Участок этого человека находился по соседству с участком моей бабушки, и изрядно выделялся среди прочих – у Курасова участка был забор высотой более трех метров. На все вопросы о столь странном архитектурном решении Курас неизменно отвечал, что у него могут украсть свиней, коих он разводил для собственного употребления и на продажу. При этом он добавлял – «Мои свиньи заботу любят, как люди, защиту».
Вполне очевидно, что мое любопытство подобная версия нисколько не удовлетворяла. Половина Навли держит свиней, и что же теперь? Таким образом, мое решении обследовать участок Кураса окончательно сформировалось и даже обрело некую последовательность – я решил встать рано утром, до рассвета, и пробраться на участок, пока Курас спит.
Поначалу все шло как по маслу – я перелез через тот участок забора, что примыкал к участку моей бабушки, и мягко прыгнул на траву. У самого забора густо росли кусты смородины и яблони, и я затаился в их зарослях. Кураса не было видно, и свет в доме не горел. Тогда я спокойно прошел дальше.

Собственно говоря, я был несколько разочарован. Участок совершенно обычный, за исключением одного – свинарник был не один, как я полагал. У Кураса на участке было около десяти небольших свинарников. Я никак не мог взять в толк, зачем кому то понадобилось строить каждой свинье отдельное жилище? По моим прикидкам, только одно животное и могло там поместиться – ну максимум два. В уме закопошились воспоминания – старая сказка о Волке и трех поросятах. Каждый поросенок решил построить отдельный домик, и ни к чему хорошему это не привело. Пока я размышлял на сказочную тематику и бродил меж свиных жилищ, наступил рассвет. На рассвете принято кормить свиней – пришло мне в голову, когда я увидел зажегшийся в доме свет. Встречаться с хозяином участка, который имел полное право дать мне пару раз по морде за проникновение, мне совсем не улыбалось. Но Курас уже выходил из дома, поэтому мне ничего не оставалось, как спрятаться за поленницей и ждать, пока он не уйдет куда-нибудь. Тогда я смогу перелезть обратно. Курас вышел из дома с топором. Он шел к свинарникам и о чем-то говорил сам с собой, тихо и невнятно. Было жутковато – говорящий сам с собой алкоголик, и блики утреннего солнца на лезвии топора. Курас обошел все свинарники, и ногой откинул засовы на дверях. Свиньи стали покидать свинарники, а мое сознание стало покидать мою голову. Тогда я еще не вполне понял почему. Свиньи были очень странными, как будто покрытые густой, очень толстой щетиной. Мой организм уже понял, в чем именно странность, и стал выделять холодный пот – но мозг понял только через несколько секунд. Щетина не была щетиной. На свиньях густо росли человеческие руки. Точнее, кисти рук. На шее, на боках, на спине – всюду. Совершенно обычные человеческие кисти, за исключением того, что они растут на свиньях. При этом, пальцы изредка шевелились, потирали друг друга или просто сжимались в кулаки.
На некоторых свиньях были чуть зажившие раны – оставшиеся на месте отрубленных кистей.

До сих пор не понимаю, как я не сошел с ума прямо на месте. Меня спасло от безумства только то, что я до конца не верил в происходящее. Все казалось мне просто странным сном. Существование этих свиней просто отторгалось моим сознанием, как организм отторгает чуждые, инородные предметы. Я до боли сжал свои собственные кулаки и продолжил наблюдать.
Надо упомянуть, что свинарники стояли полукругом, в середине которого находилось большое овальное корыто. Когда свиньи стали подходить к нему, то стало понятно, почему каждой свинье нужен отдельный свинарник – при соприкосновении, руки хватали друг друга, как колючки чертополоха, и тем самым не давали двум свиньям даже разойтись в разные стороны. Подошедшие к корыту свиньи образовали собою круг, и принялись, чавкая, пожирать свою пищу. Курас с топором ходил вокруг них с топором и что-то недовольно бубнил.
Когда свиньи наелись, хозяин быстро приблизился к ним и стал раздавать им пинки, что-то постоянно повторяя. Свиньи, видимо, уже были привычны, и принялись медленно двигаться вокруг корыта, словно… Я прислушался. Да, так и есть. Курас повторял «Хоровод, хоровод». Я окончательно потерял нить реальности. Даже больной разум абсолютного безумца неспособен вообразить подобной сцены, а главное – ее назначения. При этом хоровод явно не доставлял удовольствия самому Курасу – тот постоянно хмурился и вздыхал.
Спустя бесконечность времени, миссия свиней, по видимому, была выполнена. Курас стал расцеплять руки между собой и разгонять свиней по свинарникам. Когда на улице осталась только одно животное, Курас стал обходить его и осматривать. Затем он перехватил топор поудобнее и одним резким ударом отрубил одну из кистей. Свинья завизжала и бросилась наутек. Но она уже не интересовала Кураса. Он воткнул топор в колоду, подобрал кисть, а сам сел на краешек корыта. После чего стал обгладывать эту кисть – чему я уже совершенно не удивился. Потом мне долго снился хруст разгрызаемых хрящей.
Поедая руку, изредка выплевывая кости, Курас бормотал – «…и завтраки, и обеды, и ужины…Да…Разгрызу и кости, размолочу зубами, как мельница зерно… Эх, жизнь моя, житуха…» Завершив трапезу, Курас, вопреки своим словам, кости есть не стал, но собрал их и спрятал в карман – не знаю, с какими целями, да и честно говоря – не хочу знать. Хозяин свиней забрал топор и пошел в дом.

Я обрел способность к движению, и на ватных ногах прошел к забору, кое-как перелез его и проковылял в дом. Бабушка еще спала. Я упал на кровать и пролежал так несколько часов – без движения, без мыслей. Вне времени. Бабушка давно проснулась и спросила, что бы я хотел на завтрак. «Мясо» - ответил я. «У тебя что же, и завтраки теперь будут из мяса состоять?» - добродушно усмехнулась моя бабушка.
«И завтраки, и обеды, и ужины» - твердо ответил я.

Отредактировано Lunatic Asylum (24 Окт 2017 19:19:28)

688

Lunatic Asylum написал(а):

Курасова

Куросава!

689

по остальному: курить надо меньше (с)

690

Да нормально, я тоже что-то похожее видел в детстве.

691

Забавный рассказ... Улыбнуло...)

692

Lunatic Asylum написал(а):

Да нормально, я тоже что-то похожее видел в детстве.

Небось твоя работа? http://wp2.users.photofile.ru/photo/wp2/115635255/134409985.gif

693

Нашёл в помойке книгу и прочитал.

694

Хорошо, что не еду.

695

DeathIsFate написал(а):

Хорошо, что не еду.

До этого не дошло ещё.

696

Мы все вчетвером сидим на диване, пьём югославское вино и рассуждаем о жизни. Я и представить себе не мог, что снова может быть так же уютно, как во времена нашей голоштанной юности, когда мы так же ночами собирались у Федьки в общаге, под романтичным светом одинокой сороковатной лампочки и дешёвым пойлом, закусываемым зелёными абрикосами или сушёной хурмой, весело комментировали какой-нибудь фильм с гнусавым переводом или громко философствовали о месте человека в природе, о загробной жизни и течении времени или примитивно - о звёздах и политике.

И будто не было этих разделивших нас пяти лет. Вот Федька присаживается на одно колено и под наши с Олегом аплодисменты делает предложение Вике. Потом мы снова выпиваем, на этот раз за здоровье молодых. Олег выскакивает из комнаты и приносит торт. Кто-то включает старый забавный новогодний фильм и мы, позабыв обо всех внешних "взрослых" проблемах снова начинаем что-то бурно, весело и совершенно беспредметно обсуждать...

Интересно, как давно я здесь? Фильмы на экране сменяются один за одним, но как я ни пытаюсь, не могу ухватить сюжет. Вникнуть в разговор так же не получается, я слышу обрывки знакомых фраз, но они в упор отказываются складываться в осмысленные предложения. Неужели я настолько пьян? Наверное мне уже пора домой.

Комнатная дверь не открывается. Когда я пытаюсь одёрнуть кого-то из ребят, собеседник замолкает, внимательно смотрит на меня и через мгновение вновь вступает в бессмысленную полемику с остальными, время от времени отвлекаясь на то, чтобы долить в бокал вина из одной и той же, не сменявшейся уже как минимум несколько часов бутылки. Я осознаю жуткость ситуации сознанием, однако моя сущность упрямо говорит мне, что беспокоиться не стоит, надо просто вновь втянуться в веселье.

Где-то в глубине памяти проскакивают тревожные воспоминания. Несмотря на то, что мне ещё вроде нет и тридцати, я отчётливо знаю, что не видел Олега уже лет 40, как раз со времён этой встречи. Брак Вики и Фёдора не будет счастливым, в конце концов пьяного Федю собьёт грузовик, а Вика второй раз выйдет замуж и навсегда исчезнет из поля моего зрения. О себе мне не удаётся вспомнить ровным счётом ничего. Томные вечера в общаге, которые я уже вспоминал раньше, с трудом пробивающееся чувство далёкого дома (разве я сейчас не там?) и в общем-то всё.

Через каждый равный промежуток времени Олег приносит торт. Я понятия не имею, куда пропадает предыдущий, так как никто не съел ещё ни кусочка. Нужно обязательно попробовать проскочить за ним.

Олег не выходит из комнаты. Каждый раз, когда Федя тычет пальцем в экран и начинает что-то со смехом комментировать, отвлекая общее внимание, Олег подходит к двери с якобы пустой коробкой, оборачивается на месте и вновь гордо ставит торт на стол.

После долгих попыток выбить дверь плечом, я беру столовый ножик и начинаю ковырять дерево им, но мне не удаётся оставить ни царапины.

Друзья наконец, проявляют ко мне интерес и с искренним недоумением в глазах смотрят на меня, держащего нож дрожащими руками. Я отступаю к окну.

Под тяжестью осуждающих взглядов я решаюсь на отчаянное: сдёргиваю шторы, разрезаю на длинные лоскуты и связываю их между собой. Далее в ход идут тюль и скатерть. С горем пополам импровизированного каната должно хватить до первого этажа.

Окно тоже не хочет поддаваться. Задвижки словно заржавели давным давно, однако я быстро нашел слабое место в виде приоткрытой форточки. Приходится буквально вгрызаться инструментом в окаменевшее дерево и откалывать по щепке от рамы, а затем крошить столь же неподдатливо прочное стекло, чтобы, наконец, можно было протиснуться в образовавшийся прозор.

Перевалившись через препятствие и аккуратно встав на карниз, я огляделся. Вопреки всему здравому смыслу, комната располагалась на вершине некой башни, ограниченной по площади размерами самой комнаты. Это меня озадачивает, и тем не менее я решаюсь спуститься на один пролёт.

Комната соседей снизу ощутимо меньше. Форточка здесь закрыта и стекло не поддаётся мне. Так же бесплодна попытка привлечь внимание обитателей, как бы я ни старался до них достучаться. Прильнув к стеклу вплотную, я пытаюсь различить за ним хоть какие-то признаки движения и с удивлением узнаю находящуюся в глубоком запустении Федину комнату общежития. Этажом ниже за пыльным окошком оказывается моя детская, ещё ниже - досуговая комната дома престарелых. Следующий карниз обвалился почти полностью, за исключением крохотного пятачка, с трудом позволившего встать на него двумя ногами, а окно оказалось покрыто толстым слоем тёмной грязи и совершенно непроглядываемым. Я обращаю внимание, что сама стена образована из неровностей, представляющих собой выпирающие куски деревянных, пластиковых и металлических рам и оплавленные осколки листового стекла.

Я вспоминаю, как стремился к источнику света в окружающем мраке, как мне пришлось карабкаться по тысячам кривых и несуразных обломков, под угрозой в любой момент сорваться на самое дно и навсегда потерять этот луч надежды в миллионах беспроглядно тёмных лабиринтов, очень многие, (но далеко не все!) из которых мне пришлось когда-то преодолеть, чтобы чудом отыскать путь к Башне. Вспоминаю, как перебирался от окна к окну, каждое из которых оказывалось либо слишком мало, чтобы я мог в него проникнуть, либо стекло его было слишком мутным или деформированным, искажая видимое по обратную сторону беззаботное детское или юношеское благополучие до самых отвратительных форм. Мне с великим трудом удавалось по шипам и протуберанцам перебраться к следующему, вновь и вновь. Так было, пока я, наконец, не нашёл своё идеальное Окно...

Тогда оно вовсе не было последним, однако сейчас оказалось единственной светящейся точкой во всепоглощающем мраке. Остов из других окон и рам, удерживающий комнату на вершине, гнил и рассыпался прямо на моих глазах. В особенности, на моих глазах, ведь я чувствовал, что единственным условием сохранения её устойчивости являлась незамутненность сознания порочными мыслями о собственном положении. Что пока мне казалось, будто я прожигал жизнь с друзьями, остатками разума я поддерживал этот единственный оставшийся островок жизни в относительном спокойствии. Кусок ржавого радиатора, к которому был привязан "канат", за который я держался ещё несколько минут назад, вывалился из окна, и я чудом не отправился в бездну вслед за ним, в последний момент прижавшись всем телом к стене и ухватившись за какую-то выемку. Всё, чего, я теперь хотел — во что бы то ни стало подняться обратно, в неразрушимую безопасность и блаженное неведение.

Карабкаться вверх под градом осколков, цепляясь за предательски трескающиеся бугры поверхности, приходится гораздо труднее и пару раз я чуть было не срываюсь. Наконец, я подтягиваюсь на знакомом карнизе. Вместо окна теперь полноценный провал в стене и мне больше нет необходимости протискиваться в проделанную мной крохотную щель.

Не обращая внимания на разбитое окно и клок плесени вместо батареи, я сходу с головой окунаюсь в бессмысленный разговор. Пусть краски тускнеют, а в картинках на телеэкране все меньше смысла, и все больше непонятных букв и искореженных образов, какое мне дело, ведь это самый счастливый день в моей жизни, мой единственный оставшийся день, который тянется теперь год за годом. Однажды ржа и гниль сгоняют нас дивана и мы собираемся кружком в дальнем углу. Вот Вика улыбается лицом на затылке и трёхпалыми руками подает мне бокал Фединой крови. Кособокий Олег, лишившийся всей левой половины тела, присосался к остаткам его шеи. Не знаю, как долго мне удастся поддерживать башню, но я всё ещё не готов шагнуть в вечный мрак, чтобы вновь целую вечность блуждать в его лабиринтах, гложимый всеобъемлющей тишиной.

697

Житие мое, бытие мое.

698

– Пойдем в подвал? – спрашивал Карлсон.
Никакого пропеллера, как в мультике, у Карлсона не было. Если живешь в подвале, пропеллер ни к чему. Там летать негде. И штанов на помочах, в смешную клеточку, у Карлсона тоже не было. Он всегда ходил в длинной рубашке до пят, с кружавчиками у ворота. А ворот собирался в гармошку специальным шнурочком, отчего лицо Карлсона сразу делалось из обычно синюшного – темно-лиловым. С пятнами угольного румянца на щечках. Приди Малыш на уроки в такой рубашке и без штанов, его бы, пожалуй, из школы выгнали. Одноклассники засмеяли. А мама неделю бы ругалась. Впрочем, мама ругалась бы год, наверное, а папа взялся за ремень, узнай они, что Малыш ходит играть в подвал с Карлсоном.
Хорошо, что Карлсона никто не видел.
В первый раз Малыш испугался. И ничего стыдного или смешного тут нет: любой испугается, если к нему прямо во дворе подойдет синий толстячок в девчачьей рубашке, заискивающе улыбнется и спросит:
– Пойдем в подвал?
– Не-а, – замотал головой Малыш, когда это случилось впервые. Он тогда еще не знал, что хоть всю голову в клубок смотай, Карлсон все равно не отстанет. Такой приставучий уродился. – Мне нельзя в подвал. Мне мама не разрешает.
– Можно, – ласково погрозил пальцем Карлсон. – Тебе можно.
Он стянул шнурок у ворота, густо налился ежевичным соком и добавил, моргая:
– Тебе очень нужно в подвал. Мы там будем играть. Пошли…
Подвал оказался совсем рядом. Даже идти никуда не надо. Моргнешь раз, другой – и ты в подвале. Нет, сперва ты на лестнице: узкой, каменной, зажатой между облупившейся стеной, сплошь в ржавых потеках, и высоким бортиком из бетона. Ступеньки разного размера. Малыш всегда спотыкался на седьмой – щербатой, сколотой, какой-то недоношенной – и чуть не падал вниз, на грязный заплеванный пятачок земли перед дверью. Хорошо, что Карлсон успевал схватить приятеля за плечо. Здесь нельзя было спотыкаться и падать. Просто спотыкаться – еще ладно, наверное, здесь каждый спотыкался, а вот падать – ни за что. Упадешь – и сразу случится что-нибудь плохое. Будешь валяться, как дохлая кошка. Ну, эта, серая в полоску, которая тут вечно валяется.
Спасибо доброму Карлсону: поддерживал.
Правда, на плече оставался синяк, похожий на лапчатый кленовый лист.
Огромный замок на двери хрипел и колыхался, когда в нем ковырялись ключом. У замка было дурное настроение и простуженное горло. «Скажи: «А-а-а!» – шутил Карлсон, подражая ухо-горло-носу, толстому дяденьке доктору из поликлиники, с круглым зеркалом на лбу, лечившему однажды Малыша от ангины. Позже, когда Малыш пообвыкся, Карлсон стал доверять ему самому вставлять ключ-ложечку в глотку замку. «А-а-а! – веселился Малыш, подражая другу, и выходило громко, оглушающе громко, сотрясая все запертое нутро подвала: – А-а-а!..»
Замок сглатывал и открывался.
Дужки выходили из него розово-слизистыми, топырясь двумя рожками.
В подвале отовсюду росли корни дома. Они сосали из стен пахнущую железом кровь – и ветвились, разбухали, выпячивались узлами сгонов, влажно блестели заклепками. По узлам сгонов можно было подсчитать, сколько дому лет. Иногда корень лопался, из черного нутра шибало свистящим паром или струей жидкости. Карлсон часами мог принимать баню, отплясывая возле лопнувшего корня. А Малышу эта игра быстро надоедала, и он шел бегать по потолку с Гнилушкой.

Но это все произошло потом, когда Малыш привык.
В первый же раз они открыли дверь подвала, вошли в сплетение корней, вдохнули сырой, по-особому щекотный воздух, и на этом подвал закончился.
– Малыш! – крикнула из окна мама. – Не сиди на земле! Простудишься!..
Малыш чихнул и выяснил, что действительно сидит на земле возле скамейки. Напротив оглушительно лаяла болонка Чапа, пятясь от него. Морда у собаки была испуганная. Кстати, с этого дня Чапа всегда заходилась лаем, встречая Малыша, и хозяйка Чапы, добрая старушка Вава, очень расстраивалась.
А соседский ротвейлер Дик, бешеная скотина, при виде Малыша начинал скулить.
В следующий раз Карлсон пришел на уроке литературы. Малыш только что дочитал у доски «Лукоморье» и собирался продолжить, но Марь Лексевна, классная руководительница, его остановила.
– Достаточно, – сказала она, намереваясь ставить в журнал пятерку.
– Что вы, Марь Лексевна! – расстроился Малыш. – Там дальше самое интересное. Там Руслан этого гада за бороду… и вообще. Вы, наверное, просто не читали дальше, вот и не знаете. Хотите, я расскажу?
Марь Лексевна поставила в журнал четверку, за «избыточную декламацию». «Садись!» – велела классная руководительница. Пригорюнившись, Малыш сел. Он размышлял, что руководительница вовсе не классная, а так себе, баба-яга в жакете, и смотрел, как по проходу между партами к нему идет Карлсон. Толстенький, в рубашке до пят, синий и улыбчивый, Карлсон не привлекал внимания одноклассников. Марь Лексевну он тоже не занимал. Малыш подумал, что случилось бы, увидь руководительница толстяка без штанов, и заулыбался.
– Пойдем в подвал?
– Ага…
Если пройти по подвалу дальше, через пульсирующий коридорчик, где всегда кто-то охал и вздыхал, можно было встретиться с Гнилушкой. Суставчатая, похожая на мокрицу с лицом испорченной девчонки, Гнилушка обожала шутки. Она гордилась своим чувством юмора. Особенно она любила свешиваться с потолка в самый неподходящий момент.
– Бу-у-у! – отрыгивала Гнилушка и хохотала басом.
Если правильно отскочить, быстро-быстро взмахнуть руками и хрипло заорать в ответ – что угодно, лишь бы хрипло, – Гнилушка утаскивала тебя на потолок. Там вы принимались бегать взапуски: ты на четвереньках, потому что иначе падал вниз, а Гнилушка – как угодно. Она не падала, а если хотела спуститься, лезла по стене, шурша ножками, или выпускала из брюшка скользкий шнурочек, вроде того, что стягивал шею Карлсону.
Жаль, что бегать по потолку больше минуты не получалось.
Малыш постепенно научился ловить приближение конца игры. Он теперь не валился с потолка, больно ударяясь о бетон пола, а ловко спрыгивал. Когда хотелось еще побегать вверху, между узловатых корней, пугая трусливых крыс, снующих по корневищам, надо было попросить Гнилушку еще разок подкрасться. «Бу-у-у!» – ты отскакиваешь, быстро-быстро машешь, хрипишь, и так далее. Только Карлсон предупредил, что увлекаться гонками не стоит. Иначе сам сделаешься суставчатым, со шнурком в брюшке, а лицо у тебя станет испорченное. Не обязательно как у девчонки, но испорченное, это точно.
Пока Малыш играл с Гнилушкой, Карлсон ловил падающих крыс и связывал им хвосты бантиком.
– Ермаков, ты заснул? – спросила Марь Лексевна.
– Нет, – ответил Малыш.
– Где ты вечно витаешь?
– В подвале, – тихо шепнул Малыш, стараясь, чтобы его не услышали.
В отдельном углу, под щитком с пробками, кнопками и рычажками, жили Теткодядьки. Они были голые и вечно боролись. Поначалу Малыш их боялся. Любой забоится, если голые и борются не до победы, а просто так. В углу стонало, хлюпало и охало. Там вздымалась манная каша, грозя сбежать из кастрюльки. Карлсон научил Малыша смотреть в этот угол искоса, мельком, делая вид, что Теткодядьки тебя вовсе не интересуют. Если пялиться на них в упор, сказал Карлсон, они решат, что ты свой, что хочешь к ним, но стесняешься, – и утащат тебя в угол. Будешь тоже голый. Будешь бороться. А если не станешь притворяться, что тебе с ними хорошо, Теткодядьки обидятся.
Чем опасна обида Теткодядек, он не рассказал, но Малыш и так поверил.
Смотреть искоса бывало интересно.
В третьем классе на Малыша взъелся конопатый Бутых. Здоровенный верзила со смешными рябушками на носу, Бутых спрятался в раздевалке и выскочил к Малышу исподтишка. Он ко всем так выскакивал, а к Малышу забыл. Вот вспомнил.
– Бу-у! – рявкнул Бутых, состроив жуткую гримасу.
Малыш подумал, что в подвале это смотрелось бы лучше. А в школе, на переменке… Бутых, к сожалению, считал иначе. Так случается, когда люди расходятся во мнениях: один полагает, что сделанное им очень страшно и очень здорово, а второй не боится и не радуется. Удрученный тупостью Малыша, конопатый Бутых принялся вколачивать в него понимание доступными методами.
– Ты чего? – удивился Малыш, потирая горящее ухо. Было больно, но не очень. Разве что сидеть на полу оказалось холодно: из окна тянуло сквозняком. А еще Малышу стало жалко дылду Бутыха, который, оказывается, совсем не умеет играть. Тут Бутых, видимо, решил помочь Малышу встать. Ухватив жертву за лацканы школьного пиджачка, он скорчил очень страшную, на его взгляд, рожу и рванул Малыша на себя. Чтобы снова не упасть, Малыш ухватился за Бутыха. Заглянул снизу вверх в конопатое лицо.
– Пойдем в подвал? Поиграем?
Как-то само вырвалось.
А потом Малыш два раза правильно моргнул, и они вместе ушли на лестницу с разными ступеньками. Малыш впервые попал сюда без Карлсона. «Как же я дверь открою?» – подумал он. Но ключ с радостным воплем выскочил из трещины в бетоне, кувыркнувшись в руку Малыша. Бутых от неожиданности выпустил добычу, и Малыш мигом оказался возле двери, удачно перепрыгнув через нехорошую седьмую ступеньку. Замок на этот раз не стал кочевряжиться: сказал «А-а!..», словно узнав гостя, и открылся.
Опомнившийся Бутых, видя, что добыча ускользает, сиганул следом. Через все ступеньки сразу. Дылда едва успел выставить руки, чтобы не расквасить нос о стену.
– Догонялки! – обрадовался Малыш и юркнул в гостеприимное нутро подвала. Позади громко топотал Бутых. А за Бутыхом с удовлетворенным чмоканьем захлопнулась дверь. Пульсирующий коридорчик они пролетели быстро. Бутых даже не обратил внимания, где решил побегать. Главное сейчас – догнать нахального мальца. Догнать и отмутузить.
Чтоб знал.
Ныряя под сплетение чугунных, свистящих паром корней, Малыш заметил на потолке притаившуюся Гнилушку. Сейчас она!.. – в восторге подпрыгнуло сердце.
И Гнилушка оправдала ожидания.
– Бу-у-у! – басом прогудела Гнилушка прямо в лицо Бутыху, свесившись с потолка.
Это у суставчатой мокрицы получилось куда лучше, чем у конопатого верзилы в раздевалке. Малыш впервые смотрел со стороны на проделки Гнилушки. Было очень весело. Давно он так не смеялся! И Бутых повел себя наилучшим образом. Упал на четвереньки, скорчил чудесную рожу и, пятясь, заорал:
– Ы-ы-ы-ы!!!
Только не хрипло, а тоненько-тоненько. И руками не махал. Жаль. Иначе Гнилушка утащила бы его на потолок и Бутых смог бы минуту там побегать. А так – не получится. Но это ничего, можно будет еще попробовать.
Малыш буквально по полу катался от смеха, наблюдая, как Бутых пятится прямиком в объятия Ухвата, притаившегося в старом шкафу. Ухват там жил-поживал. Подкрадешься к шкафу, а он дверцы распахнет и схватить норовит. Глазищами крапчатыми сверкает, лапы тянет… Если увернешься – Ухват смешно подпрыгивает и скрежещет. А потом обратно прячется. Но если поймает, начинает щекотаться усами. Усищи у него, как у таракана, только больше в сто раз. И пока трижды ему лапу не пожмешь – не отпустит. А лапы колючие, шипастые…
Бутых пятился задом, и Ухват его, конечно же, схватил. От щекотки глаза Бутыха стали круглые-круглые, как в мультике. Его всего перекосило: наверное, очень щекотки боялся. Надо ему про лапу сказать…
Но сказать Малыш не успел.
– Это что за безобразие?! Прекратите немедленно!
Оказывается, Бутых по-прежнему держал Малыша за лацканы пиджачка и при этом тоненько выл. Из уголка рта у конопатого тянулась ниточка слюны. А над ними обоими грозно возвышалась завуч Анна Васильна, в раздражении стуча по подоконнику указкой.
Бутых отпустил Малыша, упал на четвереньки, как в подвале, и резво ускакал прочь, продолжая выть на ходу.

За драку Малышу влетело. Хоть он был и не виноват. А Бутых еще долго бегал по коридору на карачках, подвывая и больно стукаясь головой в стены. Грозных требований Анны Васильны «Прекратить немедленно!» и «Бутыхов, перестань паясничать!» он вроде как не слышал. Потом из медпункта вызвали докторшу в белом халате, она с трудом подняла Бутыха на ноги и куда-то увела. Бутых не ходил в школу целый месяц. А когда наконец пришел, то стал меньше ростом и дергался невпопад. Теперь дылда все больше молчал и никого не задирал. С Малышом здоровался за руку, но тоже молча, глядя мимо плеча.
Со следующего года Бутыха перевели в другую школу.
Карлсон очень смеялся, когда Малыш рассказал ему эту историю. Прямо квохтал, как курица. И сделался лиловым, хотя шнурка вокруг шеи не затягивал. Очень жалел, что Бутых попался Ухвату, а не Щелкунам или Мокрошлепихе. Или Бледному Кружулику. Те бы его совсем разыграли.
– А это кто такие? – живо заинтересовался Малыш.
– Пошли в подвал? Знакомиться!
– Пошли!
Оказалось, в самой глубине подвала была еще одна дверь. С внешней стороны каменная, а с внутренней – кожаная, лоснящаяся и живая. Когда дверь открывалась, она чавкала. Малыш сказал ей, что чавкать при посторонних неприлично, но дверь зачавкала вдвое громче. Она так смеялась. Врезной замок здесь напоминал рот с острыми зубами. Зубами замок вцеплялся в косяк, когда дверь закрывали. А чтобы дверь открыть, надо было дернуть за торчавшее из стены ухо. Только не сильно, иначе дверь обижалась и могла укусить.
Это Карлсон так сказал, и Малыш ему сразу поверил.
– Замечательная дверь! – добавил Карлсон.
– Ага! – согласился Малыш.
Вообще подвал оказался куда больше, чем думалось поначалу. За следующие три года Малыш открыл для себя великое множество всяких комнат, коридоров, лестниц, тоннелей – прямо настоящий лабиринт. И друзей новых приобрел кучу. Кстати, оказалось, что подвал уходил еще на два-три этажа вниз. Но на самое дно они с Карлсоном спускались редко: там было темно и скучно. Местами воды по колено. Жили там мрачные Топляки-луподыры и скукоженные Дренажеры, похожие на сушеных летучих мышей. Играть они ленились. Если Карлсону удавалось их уговорить, то игры получались какие-то однообразные, большей частью в «съем-не-съешь!», и быстро надоедали.
Зато на верхнем ярусе подвала было куда веселее. Тут имелись комнаты с кроватями-скакунцами (они сами прыгали, как железные лягушки, скрипя пружинами!); попадались углы с захлопом, где так здорово играть в «хлоп-шлеп». Щелкун, похожий на огромного черного кузнечика с дюжиной перепончатых лап, ловко щелкал Малышу орехи кусачками. Кусачки росли у него из ноздрей. Орехи непонятно где добывали Кружулики. Может, воровали. Чтобы они поделились орехами, надо было разрешить им себя закружулить. Малышу нравилось. Он часто кружулился за орехи.
А еще Карлсон показал ему свою домовинку. Там он отдыхал, уморившись от игр.
Однажды Малыш спросил у Карлсона, можно ли привести сюда друзей.
Карлсон задумался. Лицо его от мыслей пошло пятнами.
– А если им не понравится? – спросил он. И вдруг просиял. – Води! Будешь как я. Ну, почти как я. Потому что у тебя нет шнурка и домовинки. Только води по одному. Тут не всем нравится.
Как кому-то может не понравиться в подвале, Малыш не понимал.
Но скоро понял.
С друзьями не заладилось. Сашка Маленин отказался после первого раза, Захар Кононенко вообще не пошел. Только Янка Мааса, смуглая девчонка, которую перевели к ним в девятом классе, трижды ходила и говорила, что нравится. А потом и ей расхотелось. И дружить с Малышом расхотелось. Но Малыш не особенно расстроился. Он уже знал, что большинство людей – странные. Им в подвалах не очень-то хорошо.
Когда по телевизору начали показывать фильмы ужасов, Малыш сразу понял: это комедии про подвал.
Смешные.

Со временем Малыш вырос. Закончил школу, поступил в Университет. Получил диплом, пошел на работу. Женился. Хотя и не сразу. Его первой невесте не понравилось в подвале. И второй тоже. Зато с третьей все прошло превосходно! Когда их сыну исполнилось семь лет, мама и папа подготовили ему Большой Именинный Сюрприз: в этот день они впервые взяли его с собой в подвал.
Сын был в восторге.
Иногда Малыш водил в подвал сослуживцев и еще кое-кого, например глупого пьяницу с ножом, который хотел поиграть с ним на троллейбусной остановке. И жизнь складывалась наилучшим образом.
А потом Малыш совсем вырос и даже состарился.
Однажды к нему пришел Карлсон. Давно не ходил, забыл, наверное, а тут взял и пришел. Малыш тоже давно не ходил. Все больше в постели лежал. Поэтому очень обрадовался.
– Пойдем в подвал? – спросил Карлсон.
Он смущенно дергал шнурок и старался не смотреть на Малыша.
– Ага, – улыбнулся Малыш. Старый, он сейчас помолодел, улыбаясь.
– Ты не боишься? – тихо спросил Карлсон.
– Не-а, – расхохотался Малыш. – Это ведь наш подвал. Чего там бояться?!
Карлсон вздохнул с облегчением.

И они ушли в подвал.

699

Этот рассказ ^ из сборника "Пентакль", я сейчас его читаю.
Очень необычные вещи, рекомендую почитать хоть первые два  (и этот, конечно)

700

Вот это я себе наспойлерил.

Решыл почитать детектив Акунина, а это оказалась последняя книга в серии и там всё закончилось не очень.

Бля.
Ну ладно, куплю себе остальные и зачитаю горе.


Вы здесь » DELit » О чем угодно » Что читаем (том 4)